Сколько сейчас стоит запуск ICO?

ICO

Высокий уровень конкуренции среди ICO заставляет бизнесменов работать над уровнем качества проектов, что в конечном итоге удорожает процесс запуска ICO в целом. Однако стоимость ICO-проекта может быть намного ниже $1 млн. — той цифры, которую аналитики привыкли называть чаще всего. Об основных статьях расходов и бизнес-ошибках стартапов рассказали компании с опытом проведения собственных ICO — спикеры грядущей «Криптоконференции» в «Сколково».

Стоимость проведения ICO колеблется от $100 тыс. до $1,5 млн. По мнению игроков рынка, сумму затрат во многом определяет сфера, в которой запускается проект, и компетенция команды. “Чем дальше проект от чистой блокчейн инфраструктуры, тем сложнее привлекать в него деньги и, соответственно, тем он дороже. С другой стороны, чем известнее и опытнее фаундеры, тем дешевле и проще”, — рассказал Дмитрий Филатов, основатель TopFace и рейтингового агентства ICORating, управляющий партнер хедж-фонда ICOShark. “Самые дорогостоящие сферы — те, где уже было много крупных проектов: финансы, инвестиции, ecommerce”, — считает Сергей Рябов, основатель глобальной поисковой системы по товарам AHOOLEE. Затраты на собственный проект Сергей Рябов оценил в $150 тыс.

Главная статья расходов при проведении ICO — это маркетинг, по разным данным он может составлять до 70% от общей стоимости проекта. При этом даже внушительных сумм зачастую бывает недостаточно в текущих реалиях для полноценного продвижения проекта. По данным Никиты Марина, бизнес-аналитика ICOBox, члена экспертного совета при Государственной Думе по цифровой экономике и блокчейн-технологиям, бюджет на маркетинг проекта составляет от $100 до 500 тыс., стоимость расходов на PR-часть — от $200 тыс., плюс процент за услуги агентств.

Другая проблема молодых стартаперов в области ICO — концентрировать внимание на маркетинге и забывать о других важных аспектах подготовки проекта. “Отсутствие road show и выходов на инвесторов — это самая распространенная ошибка, зато часто заливают деньги в бессмысленные баннеры”, — сетует Сергей Рябов.

Однако миру известны примеры успешных ICO, в ходе которых собирали миллионы долларов, потратив на рекламу минимальную сумму. “Одним из таких примеров является компания Civic, собравшая $33 млн летом 2017-го… В чем секрет? В хорошем интересном продукте? Возможно, да, продукт играет далеко не последнюю роль. Но и не главную, — приводит пример Иван Коваль-Зайцев (TrueTrading), профессиональный трейдер, пионер в инвестировании на ICO. — Главное — это зажечь толпу. Мало, кто умеет это делать, поэтому и вкладывают в рекламу сотни тысяч баксов”.

В зависимости от бюджета проекта, процентное соотношение затрат на ту или иную статью расходов может изменяться. «Написание whitepaper можно сделать бесплатно, перевод на разные языки bounty, юристы — 5-10%, roadshow и конференции — 30%, адвайзеры/выходы на инвесторов — 10%, остальное маркетинг по разным каналам“, — таково примерное распределение бюджета по словам Сергея Рябова, спикера 2Криптоконференции». По мнению Никиты Марина, техническая сторона и платформа для приема платежей стоят $50-100 тыс, юридические услуги $100-300 тыс., на Investors Relation также приходится высокий процент от привлеченных средств.

При этом специалисты советую стартаперам больше внимания уделять юридическим вопросам и не экономить на правовых заключениях для ICO. “Legal opinion нужно делать только у американских юридических фирм. Это обязательное условие для привлечения средств от крупных инвесторов. Большинство фондов не воспринимают другие правовые заключения”, — обращает внимание Никита Марин. “Собрать деньги это только полдела — нужно потом ещё не получить проблем от контролирующих органов и суметь их эффективно потратить”, — подтверждает важность юридического вопроса Дмитрий Филатов.

Цены на проведение ICO постоянно растут и, по прогнозам экспертов, будут расти и в будущем. Конкуренция способствует этому. Только в сентябре, согласно статистике по всему миру, на ICO вышло 37 стартапов, которым удалось привлечь $850 млн.